От правильного выбора блокировки зависит очень многое на бездорожье. Водитель имеет возможность выбирать оптимальную схему установки ДАК для различных задач. Можно создать «боевую» машину для покорения крутого бездорожья или оборудовать исключительно городской автомобиль, а можно получить универсальную машину, при этом обеспечив максимальный ресурс как дифференциала ДАК, так и автомобиля в целом.
Выбор производится при учете трех факторов: - схема трансмиссии автомобиля; - направление блокировки ДАК; - жесткость характеристики ДАК.
Выбор направления блокировки.
Необходимо придерживаться правила, постоянно работающие мосты оснащаются ДАКами с направлением 90/100. В подключаемом мосте можно применять оба направления 100/90 или 90/100.
Далее рассмотрим преимущества и недостатки каждого варианта.
Выпускаются два типа ДАК: - ДАК7; - "мягкий" ДАК5. "Мягкий" ДАК5 выбирается для постоянно включенных мостов, которые работают как на асфальте, так и на бездорожье. ДАК7 предпочтительнее для подключаемого моста. Этот мост подключается на бездорожье. Соответственно ДАК7 включается в работу на слабых грунтах, где циркуляция мощности не проявляется в выраженной форме.
Схема трансмиссии автомобиля.
Существует две основные схемы полноприводного автомобиля: - Жесткое подключение (без межосевого дифференциала) второго ведущего моста (Парт-тайм). Такую схему имеют все УАЗы. - Схема с постоянно включенными мостами с межосевым дифференциалом (Фулл - тайм). Такую схему имеют Нивы. Схема Парт-тайм дает широкое поле выбора. Существует прекрасная универсальная схема, отвечающая большинству задач, при этом имеет большой ресурс: - передний мост ДАК7 100/90; - задний мост мягкий ДАК5 90/100. Задний мост, который работает на асфальте, имеет мягкий ДАК5 с направлением 90/100, что обеспечивает курсовую устойчивость на скользких дорогах, большой ресурс ДАКа на асфальте. Передний мост, включаемый на бездорожье, с направлением 100/90 имеет максимальный арсенал средств для преодоления препятствий. Диагональ преодолевается как передним, так и задним ходом. Передний мост с направлением 90/100 используется в скоростных дисциплинах, где важно иметь не заблокированный передний управляемый мост при резких разгонах. У этой схемы, кроме более слабого арсенала для бездорожья, имеется ещё один минус. На скользкой дороге, в режиме торможения двигателем, ДАК блокируется в сторону 100%, т.е. очень быстро. Неподготовленный водитель при торможении двигателем может потерять контроль над автомобилем. Схема с ДАКом 100/90 в переднем мосте более комфортна на зимней скользкой дороге.
Если стоит задача установки ДАК в один мост, важно учитывать особенности эксплуатации автомобиля.
Если автомобиль используется на зимниках, предпочтение отдаем в пользу установки ДАКа в задний мост с направлением 90/100.
Если стоит задача преодоления бездорожья, следует устанавливать ДАК 100/90 в управляемый, более нагруженный передний мост. Это особенно важно для УАЗов с вагонной компоновкой. Схема Фулл-тайм. С такой схемой трансмиссии, при кажущемся ограничении выбора направления 90/100 для обоих мостов, можно выбрать хорошую схему. Мы имеем ещё один дифференциал - межосевой, который дает интересные результаты. Оптимальная и универсальная схема для автомобиля Фулл-тайм: - задний мост мягкий ДАК5 90/100 - межосевой ДАК с любым направление (МО ДАК для Нивы сохраняет возможность ручной блокировки). Эта схема придает короткобазной Ниве курсовую устойчивость на скользкой дороге, высокую проходимость на бездорожье, без неприятных изменений в управляемости, т.к. мы не внедряемся в управляемый мост. Нива становится устойчивее. При выборе одного дифференциала, ставим в задний мост машины мягкий ДАК5 90/100. Автомобиль приобретет устойчивость на зимней дороге, повысится проходимость. Главное, ресурс межосевого ДАКа не меньше ресурса штатного дифференциала. Все вышеизложенные рекомендации справедливы для иномарок.